Иван Лаговский

Иван Лаговский

 

ПОДВИГ ЮНОСТИ

 

В жизненном пути человека нет более прекрасного, но вместе с тем и более трудного к ответственного времени, как юность. И никогда так не велика в человеке возможность отдаться добру (но, увы, и не только добру!), как в юности. Позднее мы, под влиянием опыта жизни, вольно или невольно, но становимся в известной степени рабами жизни, привычек, сложившегося быта, невольно живем так, как жили все веками.

В юности нам дано почувствовать себя владыками жизни. В юности у нас есть чувство огромной власти над нею, яркое сознание того, что мы можем преобразить мир и жизнь. В этом чувстве нет обмана: возможность такого преображения подлинно дана нам. Но мы очень редко умеем осуществить этот великий дар. Тут выступает огромное значение того, что называют идеалами.

***

Идеал есть та творческая задача, которую ставит себе человек как цель и задачу в жизни. Идеал собирает силы души в одну точку, укрепляет их порыв, предохраняет от растрачивания сил по пустякам. Идеал, помогая душе осознать то, чего она хочет, дает ту точку, опираясь на которую, человек может действительно преображать жизнь, а не только мечтать об этом.

Поэтому так существенно-необходимо именно в юности суметь создать себе идеал, и идеал достойный того, чтобы быть идеалом.

Мы «в зрелом возрасте осуществляем то, что в юности встало перед нами, как наша задача, как наш творческий путь». В юности каждую душу навещает таинственная «Жар-птица». Жар-птица того таланта, который дал Бог человеку как его личную жизненную задачу и дар.

К сожалению, мы чаще бываем похожи на нерадивых братьев Ивана-царевича — спим в то время, как в саду нашей души гостит сказочная птица.

Прекрасно время юности, но и ответственно: оно требует от нас духовной бодрости, готовности пожертвовать меньшим, хотя бы и приятным, ради того, чтобы добиться большего, найти для себя то, что будет светить нам всю жизнь.

***

Многие говорят: «о серьезном и важном станем думать потом, когда будем постарше, а сейчас надо жить, пользоваться молодостью и радостью жизни». Когда приходит зрелость — оказывается, что чудная, птица, небесная гостья — уже отлетела.

В Евангельской притче о талантах, о рабе, получившем один талант, говорится, что он закопал его в землю. За это раб осужден, талант у него отнят, а сам он извергнут из Царства Света. Мы же, получив в юности талант своего призвания, даже не закапываем его (т. е. не сберегаем), а просто пускаем его по ветру, расточаем на случайное, ничего не приобретая.

Плюшкин (Гоголь, «Мертвые Души»), утративший почти все человеческое, кроме жадности, тоже был когда-то юношей, спешил жить, многое обещал. Н. В. Гоголь грустно замечает: «Все может статься с человеком. Нынешний - же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество, — забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге. Не подымете потом».

Юность называют весной жизни. В этом названии есть не только красивое сравнение, а и нечто большее. Весной всякое дерево в цвету — и обещает большой урожай осенью. Но для того, чтобы был плод, надо, чтобы цвет не был пустоцветом.

Человек в юности действительно красуется, как молодая яблонька, вся усыпанная бело-розовыми цветами. Но облетят цветы, и не окажется завязей — все опало пустоцветом.

Надо уметь отдать себя высшему. Нужен труд над обогащением души подлинным и вечным. Нужно оплодотворение души вечными ценностями духа для того, чтобы образовались «завязи», чтобы душа принесла плод. Но мало и этого. Нужно, чтобы душа раскрылась, нашла свой путь, свою радость — радость навеки.

***

В одном из рассказов Чехова студент говорит двум женщинам о том, как в такую же весеннюю холодную ночь был предан Спаситель, как от Него отрекся даже апостол Петр, обещавший умереть за Учителя, как издевались равнодушные воины над Тем, Кто был самым прекрасным и смиренным... И женщины плакали слезами сострадания и надежды... А студент, идя домой, думал о таинственной и живой связи, которая есть между событиями той страшной и великой ночи и жизнью двух бедных поденщиц. Он понял, что все в жизни держится непостижимой связью с последней, высшей правдой, без которой пуста и ненужна жизнь.

Лик Христа — такой близкий и доступный каждому сердцу, и в то же время такой божественно прекрасный и совершенный и есть то, чем живет человеческая душа, о чем она томится, часто не понимая этого.

Правда Христова — единственное, что достойно того, чтобы отдать ей все силы души, весь расцвет юности, отдать для того, чтобы все получить обогащенным и сияющим новым светом — светом постоянной радости, творчества, вечной жизни.

***

Днем с поверхности земли звезд не видать. Но если опуститься в глубокий колодезь, — то небо становится глубже, и среди самого яркого полдня глаза видят далекие звезды, сияющие солнца других миров.

Нечто подобное бывает и с нами в духовной жизни во дни юности. Поверхность жизни, избыток сил, стремление жить, торопиться и пользоваться молодостью оглушают и ослепляют... Далекие вечные звезды не всегда приметны. Нужно углубиться в себя, отойти от шума и блеска для того, чтобы небо жизни стало глубже и сердце увидело бесконечность иных миров, потянулось бы к Солнцу жизни — к Лику Христа.

***

В юности человек внутренне наиболее близок к тому, чтобы полюбить Христа, отдаться Ему, как самому заветному, чего ищет и желает душа. Внешне — наоборот, часто наиболее далеко уходит от Него!

***

После беседы Спасителя о Себе, как о Хлебе Жизни, сшедшем с небес, Хлебе, который есть Плоть Его, отданная за жизнь мира — многие из учеников Христовых оставили Его, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоанн 6, 60). «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» Ап. Петр, всегда пламенный и горячий, отвечает: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Иоанн 6, 67-69).

То, что было почти 2000 лет тому назад в Галилее, повторяется и сейчас с каждым человеческим сердцем. К каждому из нас, и особенно в юности, обращается Господъ Иисус Христос с тем же вопросом: «не хотите ли и вы Меня оставить». И дай Бог, чтобы каждое юное сердце нашло в себе силу ответить так, как ответил Ап. Петр: «К кому мы, Господи, пойдем? Ты имеешь глаголы вечной жизни».


К содержанию I В начало страницы I Вернуться к жизнеописанию о. Александра

Hosted by uCoz