Хотя само название: съезд православной русской общественности звучит несколько формально (не дай Бог сказать казенно!), однако сила съезда как раз в противоположном.
Чувствуется, что одной из «силовых нитей», подающей ток-энергию этому делу является сознание многих людей, что съезд это наше дело. Не дело какого-то весьма авторитетного, весьма знающего или особо духоносного лица, а дело всех нас.
Как-то знаменитого отца Павла Флоренского спросили, чем Православие отличается от католичества. Он ответил: тем, что католики в церкви сидят, а православные стоят. Вопрошавшие думали, что он не хочет вдаваться в этот большой вопрос и потому отвечает полушутя. Однако отец Павел пояснил, что природе католичества свойственно пассивное подчинение авторитету (сидение), тогда как в Православии господствует сознание нашей общей ответственности за дело Божие в мире. Мы все стоим имея, в лице священника, своего предстоятеля или предводителя. Это припомнилось, и не раз находило свое подтверждение, во время съезда. Припоминалось, когда докладчик овладевал абсолютным вниманием слушателей и его слова как дождь, как ливень поили иссохшую почву. Припомнилось, когда мы все вместе подходили к Св. Чаше в последний день съезда, чтобы единство наше было не только в единомыслии, но и в том, что выше всех самых совершенных людских слов и мыслей. Припомнилось, когда участниками съезда овладел жертвенный порыв и мы между собой собрали по нашим масштабам значительную сумму для помощи тем юнцам — солдатикам, которые из советского ада попадают в ад магометанского плена. Припомнилось, когда уже в самом конце, во время заключительного собрания, мы имели радость принять посетившего нас первоиерарха Русской Православной Церкви за рубежом, дорогого нам старца Митрополита Филарета.
В этом году был наш восьмой съезд. На восьмом году нашей работы, как знак признания, было посещение съезда главой Церкви. Все весьма и весьма оценили это посещение и выражали глубокую благодарность своему архипастырю.
Нет возможности хотя коротко сказать о всех докладах, прочитанных и обсужденных на съезде, их нужно было прослушать от начала до конца. Однако они все были подчинены общей теме съезда. С разных сторон и на примерах от времени крещения нашего народа до наших сумбурных дней отвечали они на обобщающую тему, почему «Настоящее без прошлого — не настоящее, а только его суррогат». Суррогат — подмена настоящего, подлинного чем-то отдаленно его напоминающим — это болезнь века, подделывающего всё, от продуктов питания до идей, чести и правды. Когда же как не на пороге 1000-летия нашего крещения нам надлежит над многим задуматься, о многом узнать и загореться «огнепальным желанием» понять и оценить свое прошлое и своих предков, без чего нет выхода из рабства лжи и злобы. Этому «единому на потребу» и служат наши съезды и издаваемый нами журнал «Русское Возрождение».
Когда-то черногорцы, устрашая врага, говорили, что их «вместе с русскими, сто миллионов». То же можем сказать теперь и мы. Нас, верующих православных христиан в русском зарубежье поистине горсточка, но вместе с подлинно верующими людьми на нашей родине нас, 100 миллионов! Но мы не хотим кого-либо устрашать, а тем более количеством. Святой князь Александр Невский сказал своей дружине перед боем: «Не в силе Бог, а в правде». Если будем в правде возрастать, правдой мужать, то осмелимся сказать: «С нами Бог! Разумейте языцы (народы) и покоряйтеся (Богу), яко с нами Бог».
К такому душевному настроению зовут нас наши съезды, где во всей своей правде, истине и святости раскрывается жизнь, дела и вера предков наших.